« Самопознание »

 

Цикл мини-пьес « Маленькие комедии после уроков »

Пьеса пятая

 

 

Д е й с т в у ю щ и е   л и ц а :

 

        Клюкиншкольник.

        Антохаего одноклассник и друг.

        Ленка Петроваих одноклассница, ябеда.

        Петюнядылда, староста класса.

        Анжелика Борисовнаучительница.

        Тётка-Экскурсовод с указкой.

В   э п и з о д а х :

        Мальчик-с-Пепси-колой, младшего школьного возраста.

        Мама мальчика.

        Дядька-с-Бородой.

        Тётка-с-Блокнотом.

        Другие школьники.

        Посетители выставки.

 

 

Выставка современного искусства – картины и скульптуры.

Через зал торопливо проходит   м а м а,  которая тащит за руку   м а л ь ч и к а   с банкой пепси-колы. Мальчик пьёт, вертится, смотрит по сторонам – и останавливается возле композиции: на пустой постамент свободно свешивается с гвоздя большой кусок холстины. На табличке внизу надпись «Смерть искусства».

 

Мама мальчика.   Не вертись, кому сказала, тут музей! Дальше пошли.

 

Мальчик вырывается, допивает пепси-колу, ставит банку на пустой постамент и убегает вперёд.

 

Куда, стой, сил моих нет! Картины смотри! (Торопится следом.)

 

Появляется   д я д ь к а   с   б о р о д о й,  останавливается возле этой же композиции: то отходит, то подходит, внимательно разглядывает, качая головой.

Входит   э к с к у р с о в о д ,  за ней, вереницей –   у ч и т е л ь н и ц а   и школьники.  Среди них –   Л е н к а   П е т р о в а   и староста   П е т ю н я ,  который не отрывает глаз от мобильника: не то играет в игры, не то посылает sms-ки. Возле экскурсовода вертится   т ё т к а   с блокнотом, которая всё время записывает.

К л ю к и н   и   А н т о х а   плетутся последними.

 

Экскурсовод (скороговоркой).   А это зал мистического авангарда. Что такое авангард я вам уже рассказывала, а понятие мистический происходит от греческого слова «мистикос», таинственный – и означает нечто загадочное, непонятное и необъяснимое. Мистические произведения часто говорят нам о связях человека с потусторонним миром, о возможном конце света…

Клюкин (Антохе, устало).   Скорей бы конец…

Антоха.   Ага! Надоело тут.

Экскурсовод (скороговоркой).   Обратите внимание на эту картину… (Ведёт экскурсию к висящей на стене пустой раме и стучит по ней указкой.)

Ленка Петрова (Антохе, на ходу, оборачиваясь).   Будет вам конец, Антоха, когда сочинения об этой экскурсии зададут писать. Клюкин точно пару схлопочет.

Клюкин.   Заткнись, Петрова, не каркай, как ворона! (Каркает.)

Ленка Петрова.   Сам ворона! (Учительнице.) А Клюкин каркает!

Клюкин.   А Петрова ябеда!

 

Клюкин толкает Петрову.

 

Ленка Петрова (учительнице).   Анжелика Борисовна! Он толкается!

Учительница (не оборачиваясь).   Староста, разберись.

Петюня (Клюкину, не глядя).   Клюкин, чё, самый умный, да? (Даёт Клюкину подзатыльник.)

Клюкин (мстительно).   Ну погоди, Петюня…

Экскурсовод (скороговоркой).   Прошу внимания!

Учительница.   Тише!

Экскурсовод (скороговоркой).   Это произведение называется «Портрет пустоты». Автор – художник Евлампий Мухоедов.

Антоха.   Тю! А где картина?

Клюкин.   Стырили при ограблении музея. (Все школьники смеются.)

Экскурсовод (скороговоркой).   Прошу внимания! Этим произведением художник словно хочет сказать нам, что запредельное, непознаваемое невозможно отобразить даже средствами искусства – и оставляет зрителям лишь молчаливое осознание этой полной невозможности…

Тётка-с-Блокнотом.   Помедленнее, пожалуйста! А то невозможно записать. (Строчит в блокноте.)

Экскурсовод (скороговоркой).   Пройдёмте к следующему произведению…

Антоха (на ходу, Клюкину, тихо).   Слышь, Клюкин: я таких портретов пустоты по помойкам могу штук сто набрать.

Клюкин (на ходу, Антохе, тихо).   А я двести.

Учительница (не оборачиваясь).   Клюкин, тихо!

Петюня (Клюкину, не глядя).   Клюкин, чё, самый умный, да?

 

Староста даёт Клюкину подзатыльник, тот молча показывает ему кулак.

Экскурсанты останавливаются возле закрытого ящика, покрашенного в чёрный цвет. Экскурсовод встаёт к ящику спиной и стучит по нему указкой.

 

Экскурсовод (скороговоркой).   Эта скульптура называется «Чёрный кубик Рубика» и является художественной репликой на всемирно известную картину Малевича «Чёрный квадрат». Кстати, не так давно в нашей галерее была представлена целая серия «Белых квадратов» итальянца Маньяко Маньяции. В этой же скульптуре объёмное в`идение глубоко философского «Чёрного квадрата» продиктовано вступлением искусства в новую эру гипер-реализма и 3D-анимации…

Тётка-с-Блокнотом (не поднимая головы и строча в блокноте).   А кто автор?

Экскурсовод (скороговоркой).   Скульптор Малик-Большевич. Пройдёмте дальше… (Ведёт экскурсию к следующей картине.)

Антоха.   Да… Такой кубик Рубика как ни собирай – всегда сойдётся.

Клюкин.   Это, Антох, специально для тупых.

Петюня (Клюкину, не глядя).   Клюкин, чё, самый умный, да?

 

Староста даёт Клюкину подзатыльник, тот молча показывает ему кулак.

Экскурсия останавливается возле висящего на стене зеркала в раме.

Экскурсовод встаёт к зеркалу спиной и стучит по нему указкой.

 

Экскурсовод (скороговоркой).   А эта картина получила Золотую Липовую Ветвь Международного Бьеналле Современного Искусства в Нижне-Вышегорске. Она называется «Самопознание». Благодаря глубокому замыслу художника, каждый зритель имеет уникальную возможность вглядеться в себя.

Ленка Петрова.   Тю! Да это же зеркало!

Антоха (скептически).   У меня такое «самопознание» в ванной висит.

Клюкин.   И у меня. И в коридоре тоже.

 

Школьники начинают корчить рожи перед зеркалом и подставлять друг другу рожки. Экскурсовод оборачивается к зеркалу и слегка поправляет причёску.

 

Учительница (школьникам).   Тише! Тише!

Петюня (Клюкину, не глядя).   Клюкин, самый умный, да? (Даёт Клюкину подзатыльник.)

Клюкин (старосте). Ты чего, Петюня? Чего сразу я? Все шумели!

Учительница (Клюкину, не оборачиваясь).   Клюкин, займись лучше самопознанием.

Клюкин (потирая затылок).   Это я и дома могу… в коридоре. (Показывает зеркалу язык.)

Учительница (Клюкину, не оборачиваясь).   Плюнув в вечность, плюёшь в себя, Клюкин.

Экскурсовод (скороговоркой).   Пройдёмте к следующему артефакту.

Петюня (Клюкину, не глядя).   Клюкин, чё, самый умный, да?

 

Староста даёт Клюкину подзатыльник, тот молча показывает ему кулак.

Экскурсия останавливается возле композиции с холстиной. Экскурсовод встаёт спиной к «произведению» и, не глядя, стучит по постаменту указкой.

 

Экскурсовод (Дядьке-с-Бородой).   Гражданин, отойдите, пожалуйста, чтобы было видно всем.

 

Дядька-с-Бородой отходит в сторону и слушает.

 

Эта скульптурная инсталляция называется «Смерть искусства». Её автор, художник Аристотель Запредельных, удостоен Гран-при Всемирной Интернет-выставки «Искусство, которого нет». Давайте, дети, постоим молча и постараемся постичь глубокую философскую мысль автора.

 

Все стоят молча, только Петюня щёлкает кнопочками мобильника.

 

Клюкин (экскурсоводу).   А можно спросить?

Экскурсовод (Клюкину).   Спрашивай, мальчик.

Клюкин.   А искусство умерло, потому что выпило пепси-колы?

Экскурсовод (недоумевая).   При чём здесь пепси-кола, мальчик? (Оборачивается, замечает банку из-под пепси-колы, хватает её.) Безобразие! Варварство! Вандализм! Как можно так обращаться с произведением искусства? Искусство – это не помойка, дети: прекрасное надо беречь. Наша экскурсия окончена, пройдёмте в гардероб. (Уводит экскурсантов.)

 

Петюня (Клюкину, проходя мимо).   Клюкин, чё, самый умный, да? (Даёт Клюкину подзатыльник и уходит.)

 

Клюкин вслед показывает кулак.

В зале остаются только Клюкин, Антоха и Дядька-с-Бородой, стоящий в сторонке.

 

Клюкин.   Гад, Петюня! Я ему припомню! (Рассматривает скульптуру.) Слышь, Антох! А ты понял, чего хотел сказать этот художник?

Антоха.   Не-а. Похоже на тряпку, которой уборщица школьный коридор моет…

Клюкин.   Может, искусство умерло от грязи?

Антоха.   Думаешь, от микробов?

Дядька-с-Бородой (подходя).   Нет, молодые люди! Я долго размышлял и понял, кажется, в чём тут дело. Художник имеет в виду, что от искусства осталась только форма, пустая оболочка – вот эта висящая холстина, которая как бы символизирует сброшенную искусством кожу…

Клюкин.   Как у змей?

Антоха.   Как в кино про «Чужого»?

Дядька-с-Бородой (улыбаясь).   Ну… что-то вроде этого. Понимаете, раньше творцы пытались вложить в свои произведения чувство, мысль, своё восхищение миром, их произведения были наполнены жизнью, божественным трепетом! И форма была вторична, она лишь помогала передать смысл. А теперь частенько – только одна видимость, желание выделиться из толпы… Как это у вас говорится? – прикол? Да-да, один прикол… чтобы было круто… Эх… (Машет рукой и уходит.)

Антоха (разглядывая скульптуру).   Да-а-а… вот в чём прикол…

Клюкин.   А сейчас мы эту пустую оболочку наполним!

 

Залезает на постамент, сдёргивает с гвоздя холстину и набрасывает её себе на голову.

 

Антоха (хохоча).   Ты на привидение похож!

Клюкин (выглянув из-под тряпки).   Ага, я – привидение мёртвого искусства!

 

Слышен шум шагов.

 

Кто-то идёт! Слезай скорее!

 

Вбегает Ленка Петрова.

 

Ленка Петрова.   Анжелика Борисовна велела вас найти, все уже оделись. Вы чего? А где Клюкин?

 

Антоха, ухмыляясь, показывает на постамент, Клюкин машет рукой, Ленка прыскает.

Слышны голоса приближающейся экскурсии.

 

(Со счастливым ужасом.) Ой! Сюда идут! Ой, что сейчас будет!

 

Входит экскурсовод с новыми   э к с к у р с а н т а м и .

 

Экскурсовод (скороговоркой).   А это зал мистического авангарда. Что такое авангард я вам уже рассказывала, а понятие мистический происходит от греческого слова… (Дальше бормочет быстро и невнятно, ходит по залу, размахивая указкой, но её уже не слушают.)

 

Клюкин сначала стоит неподвижно, потом начинает шевелить руками-ногами и, в конце концов, уже пляшет под холстиной. Экскурсанты хохочут, свистят, хлопают в ладоши.

Экскурсовод оборачивается, видит пляшущее «привидение» на постаменте – и грохается в обморок, её подхватывает вернувшийся в зал Дядька-с-Бородой.

В зал входит учительница, за ней, вразвалочку – староста Петюня.

 

Учительница.   Что здесь происходит? Что за театр? (Замечает Клюкина на постаменте и замирает, широко открыв рот.)

Антоха.   Искусство ожило…

Дядька-с-Бородой.   Гениально…

Ленка Петрова.   Клюкин искусство оживил, Анжелика Борисовна.

Петюня (хохоча).   Клюкин, чё, самый умный, да?

Клюкин (из-под тряпки, гордо).   Да!

 

 

Санкт-Петербург, 2011 г.

 

 

 

• Разрешается копировать тексты только при упоминании имени автора

и обязательной ссылке на первоисточник. •

 

• В случае некоммерческих постановок – убедительная просьба известить автора. •

 

• Любое коммерческое использование текстов – только по договорённости

с автором. •

 

• Размещение текстов на файлообменниках запрещено •